Мой сайт
Воскресенье
28.04.2024
04:32

Приветствую Вас Гость
RSS
Техника использования инструментов управления автомобиля ГлавнаяРегистрацияВход
Block title
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title

Техника использования инструментов управления автомобиля


Общие положения

Процесс управления автомобилем представляет собой единую систему, в ко-торой объединены водитель, транспортное средство, дорога и окружающая обстановка. Водитель по-стоянно получает информацию о дороге и обо всем, что на ней находится: транспортных средствах, пешеходах, препятствиях (ямы, бугры, камни, открытые люки, лужи, обледенелые, грязные участки и т. п.), дорожных знаках, светофорах, об окружающей среде (погодные условия, освещенность и т. п.), о состоянии автомобиля: температуре охлаждающей жидкости, давлении масла, состоянии зарядки ак-кумулятора, количестве топлива, об исправной работе предупреждающих сигналов и т.п.

Он обязан, в зависимости от цели поездки, учитывая собственные возможности и особенности своего транспорта правильно оценивать полученную информацию, принимать правильные решения о режиме движения (скорости, направлении движения) и действовать в соответствия с принятым решением. Все это вы-полняется в постоянно меняющейся обстановке, поэтому водитель вынужден непрерывно вносить кор-рективы в принятое решение. Времени на реакцию водителю отводится очень мало, а в критических си-туациях его может не хватить.

По статистике известно, что в ста случаях наезда на пешеходов, в семидесяти из них водителю не хвати-ло всего одного метра, чтобы избежать ДТП. При скорости 60 км/час автомобиль за 0.1 сек, проходит расстояние 1.7 м и, чтобы избежать наезда на пешеходов в выше приведенных случаях, водителю следовало бы заранее позаботиться об экономии времени, чтобы начать торможение хотя бы на 0.05 сек раньше.

Это возможно, если правильно подготовить рабочее место водителя и умело пользоваться органами управления автомобиля.

Посадка водителя

Правильная посадка водителя обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям. Водитель должен сидеть так, чтобы, не отрываясь от спинки си-денья, не изменяя центра тяжести, он мог без напряжения держать вытянутой рукой закрытым хватом (большой палец внутри) рулевое колесо в верхней его точке, а правой рукой при этом включить наибо-лее удаленную на рычаге передачу - третью (или пятую).

Правильная посадка водителя.

Правильная посадка водителя обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям. Водитель должен сидеть так, чтобы, не отрываясь от спинки си-денья, не изменяя центра тяжести, он мог без напряжения держать вытянутой рукой закрытым хватом (большой палец внутри) рулевое колесо в верхней его точке, а правой рукой при этом включить наибо-лее удаленную на рычаге передачу - третью (или пятую).

Если рассматривать руль как циферблат часов, то руки на руле должны располагаться симметрично на уровне 3 - 9 или 2 -10. В этом случае угол поворота руля без перехвата будет наибольшим.

Голова водителя должна находиться теменем точно вверх. Только такое положение обеспечивает мак-симальную чувствительность вестибулярного аппарата. Чем меньше колебаний и вибраций дойдет до него от дороги, тем точнее, его работа. Туловище должно иметь незначительный наклон назад. Это по-зволит наилучшим образом использовать демпфирующее свойство позвоночника. Почти вертикальное положение туловища требует еще одна особенность физиологии человеческого организма - шейно-тонический рефлекс. Положение головы относительно туловища создает напряжение определенных групп мышц конечностей. Положение головы как бы упреждает действие, готовя тонус нужных мышц.
Часто встречающаяся посадка водителя с прямыми руками и большим наклоном спины - неправильная, так как вынуждает либо прижимать подбородок к груди, что вызывает постоянное напряжение мышц рук, либо отбрасывает голову назад, а это снижает работоспособность вестибулярного аппарата. В довершение ко всему позвоночник не амортизирует колебаний.
Учитывая вышеизложенное, предлагается определенная методика подготовки рабочего места водителя и автомобиля к движению.

Подготовка рабочего места водителя перед началом движения.

Для надёжного запоминания перечня и порядка подготовки рабочего места рекомендует-ся запомнить в первую очередь, а затем многократным повторением отработать следующий порядок действий: сиденье, зеркало, ремень, нейтральная, за-пуск, поворот, первая, ручник, поехали - это перечень необходимых, после-довательных действий водителя перед началом движения. При выполнении последних трех операций водителю следует наблюдать за дорожной обста-новкой с тем расчетом, чтобы не наехать на препятствия в направлении дви-жения и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в попутном направлении.
В соответствии со сказанным, порядок подготовки рабочего места водителя сле-дующий:

  • отрегулировать сиденье.
  • отрегулировать зеркала заднего вида.
  • пристегнуть и отрегулировать ремень безопасности.
  • проверить положение ручника (он должен быть поднят).
  • проверить рычаг переключения передач и установить его в нейтральное положение.

Чтобы подготовиться к движению, следует:

  • запустить двигатель и, если нужно, прогреть его.
  • включить сигнал поворота в нужную сторону.
  • включить первую или заднюю передачу в зависимости от желаемого на-правления движения.
  • ручник стояночного тормоза выключить.
  • плавно тронуться с места.

Порядок регулировки сиденья

Сесть, откинуть спинку сиденья, выключить сцепление, нажав на педаль до пола. Передвигая сиденье вперед-назад, подогнать его так, чтобы левая нога в этом положения была слегка согнута в коленном суставе.

Взять закрытым хватом прямой рукой, не занятой регулировкой наклона спинки сиденья, рулевое ко-лесо в верхней точке и  плотно подогнать спинку сиденья . Левой рукой взять  рулевое колесо в верхней точке, а правой включить дальнюю на рычаге передачу (обычно - третью).

Регулировка сделана правильно, если спина при этом не оторвалась от спинки сиденья. Масса всего тела должна восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. Расстояние от подколенной впадины до края сиденья должно быть не менее 4-6 см, что позволит обеспечить нор-мальное кровообращение ног. Абсолютно недопустимо применение незакрепленных подушек, так как малейшее их смещение сведет на нет всю проделанную работу. И последнее. Стремление водителя при-нять более удобное положение без помощи сиденья говорит о неправильной его подгонке.

Регулировка зеркал заднего вида

Установить внутреннее зеркало так, чтобы в его правой части было видно правый край заднего окна.

Внешнее зеркало установить так, чтобы в его правой нижней части был виден кончик ручки задних дверей легкового автомобиля или верхнюю часть заднего колеса грузового автомобиля. Начиная движение, следует проверить правильность регулировки зеркал. Если зеркала установлены правильно, то, как только изображение обгоняющего автомобиля начнёт исчезать с внутреннего зеркала, оно тут же должно появляться на внешнем зеркале.

Регулировка ремня безопасности

Пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать его длину (если ремень не инерционного типа) так, чтобы он плотно прилегал к телу, и на уровне груди под него могла протиснуться только ладонь. В этом случае ремень будет выполнять свою функцию.

Проверка рычага переключения передач и установка его в нейтральное положение

Существует два правильных способа держать рулевое колесо - неполный хват и закрытый (основной) хват. Неполный хват приемлем только для больших скоростей, где требуется точность руления. Закры-тый хват естественнее, физиологичнее, он позволяет находиться водителю в постоянной готовности к реакции на изменение дорожной обстановки и в критической ситуации обеспечит экономию времени все-го в долях секунды, но так необходимых для безопасности движения.

Положение ног

Пятка правой ноги располагается под педалью тормоза с таким расчётом, чтобы во время движения, ко-гда разгоны чередуются с торможением, не было потребности отрывать её от пола (для экономии долей секунды). Ступня левой ноги располагается слева от педали сцепления с таким расчетом, чтобы во время движения случайно не нажимать на педаль (что может выжать повышенный износ деталей сцепления) и в то же время, чтобы в любой момент можно было быстро перенести носок для нажатия на педаль сцепления. Отрывать пятки от пола не рекомендуется (если это возможно на данной марке автомобиля), так как во время переноса водитель лишается одной точки опоры и несколько смешает центр тяжести тела.

Экипировка

Длительная работоспособность зависит не только от посадки водителя, но и от экипировки. Рекоменда-ции к одежде водителя следующие: она должна обеспечивать свободу движений, не нарушать кровооб-ращения и теплообмене. Особое внимание следует обратить на шею и запястье рук. Шейные (сонные) артерии осуществляют кровоснабжение мозга и, если их даже незначительно сдавить воротником, то че-рез некоторое время появится сонливость, понизится быстрота реакции, ухудшится чувствительность вестибулярного аппарата и острота зрения.

Если сдавлены запястья рук, то нарушается кровообращение в кистях и уменьшается чувствительность пальцев, что сказывается на быстроте движений.
Если поясной ремень сильно затянут или одежда тесная, затрудняется диафрагменное дыхание и, как следствие, понижается общий тонус организма, его работоспособность.

Обувь не должна сдавливать кровеносные сосуды, должна позволять хорошо чувствовать педали и не со-скальзывать с них.

Выводы:

  • Рабочее место водителя нужно тщательно готовить.
  • Необходимо научиться ездить, чётко соблюдая положения рук, ног и туловища.
  • Всегда туго пристегиваться ремнем безопасности.
  • Никогда не использовать руль в качестве точки опоры.
  • Одежда должна обеспечивать высокую работоспособность.
ТриМоб © 2024
Конструктор сайтов - uCoz
НАДIСЛАТИ СМС